03.02 SetsubunВ Киото мы отправлялись на последнем ночном автобусе в 11 с чем-то вечера от станции Синдзюку.
Семь часов пути, каждые два часа остановки - ночные стоянки в каких-то префектурах Японии, и темнота за окошком.
Шесть утра, последняя стоянка перед Киото, на улице уже светало.
На таких стоянках в магазинах обычно продаются сувениры и еда той местности, которую вы сейчас проезжаете. Появилась куча сувениров с зеленым чаем, брелки с замком Сига, клубника в белом шоколаде, и наша основная еда на тот день - эхомаки и бобы. А все потому, что дело было в ночь с 2 на 3 февраля - Сетсубун.
Заселяться в отель можно было с четырех дня, на часах еще нет восьми. Оставили сумки и пошли гулять по городу. Город только-только просыпался.
Бродили-то мы вроде по центру, но улочки были узкие и маленькие, и совершенно пустые. Вот например витрины некоторых магазинов. Все в пыли (многовековой)
К обеду людей на улицах заметно прибавилось, мы поехали на Гион в храм Ясака, и там уже было не протолкнуться. Все пришли ловить бобы и смотреть на гейш, которые в честь праздника тут же должны были выступать.
Выступления были каждые два часа, мы пришли в одиннадцать с чем-то, как раз под конец одного из них. Следующее было в час, и вокруг сцены уже собиралась новая толпа фотографов.
Тут мы разделились. Кто-то остался стоять у сцены, кто-то пошел разведывать окрестности и искать приключения на кладбищах, а мы с Таней просто пошли бродить по району у храма, который сплошь застроен традиционно японскими домиками.
А наткнулись в итоге на вот это
Французская кондитерская в таком традиционном с виду домике. Внутри все еще круче
Вот так заходишь, закрываешь дверь - шум, гам и пляски Сетсубуна с гейшами остаются где-то там, а тут кофе и
Потом мы вернулись к храму и попали как раз под конец танцев.
Выступления целиком я не видела, потому что ждать нам надоело, но Даша все-таки терпеливо отстояла среди фотографов и сфотографировала.
Киотские гейши района Гион. Правда, на фото тут все майко, вроде бы.
После трех заселились в отель, устали, упали на футоны и пролежали так часа два. А потом пошли есть рамен на станцию Киото.
И еще в первый день стало ясно, что вечерами тут делать будет нечего - даже на центральной станции все магазины закрывались в 20:30 (в том числе и единственный продуктовый), но в итоге это не мешало нам ложиться спать каждый вечер в районе трех ночи.
04.02 KiyomizuderaВторой день мы начали с храмов. Впрочем, как и почти все последующие. Стоит сразу сказать, что из-за буддизма и синтоизма, а также огромного количества школ буддизма, синтоистских сект, с храмами у меня возникает путанница. В смысле, какой храм к какому учению относится, и т.д.
Потому что вот так читаешь историю того или иного памятника - и каждые 200-300 лет его сжигают монахи враждующей секты. Хотя вроде бы один и тот же буддизм. Да вот не совсем.
Вчерашний Ясака - это синтоистский храм. То есть, ну вот вообще из другой оперы. В русском как ни крути - все храм. И Ясака храм, и Киемидзу храм. В японском и английском как-то легче различать, где синтоистские храмы, где буддийские - jinja и tera(dera)/ji. shrine и temple.
Поехали мы смотреть на Киемидзу дэра.
Наверное, Киемидзу дэра - один из наиболее запоминающихся храмов Киото, лично для меня. Не столько сам храм, сколько окрестные территории и район Хигашияма, все эти улицы, такие "японские" в традиционном представлении.
Дождливый холодный зимний день и дорога в гору, в четвертом часу дня. А навстречу - туристы и японцы (каждый третий - в кимоно), возвращаюиеся из храма. Киото - город для тех, кто встает рано. Мы об этом опять забыли.
Не столько даже забыли, сколько было интересно узнать про все и сразу - и зайти в кофейню прямо у остановки Киемидзу-мичи. Зайти, чтобы в большей степени согреться, в меньшей - подкрепиться. Ассортимент в таких кофейнях обычно не богатый.
Было у нас что-то вроде этого. Кофе с тостами. И к кофе всегда маленький-маленький эм... молочник? бидончик? с сливками.
Кафе старое и тесное, за прилавком - киотский дедушка, и все кафе будто бы "пахнет дедушкой" как выразился кое-кто. мы единственные посетители. А напротив - какая-то старая кофе-машина похожая на самогонный аппарат.
Согрелись, подкрепились, перешли дорогу и стали постепенно подниматься вверх, к храму.
По пути все сплошь в сувенирах - веера, дзори и прочие разновидности японских шлепок, керамика, и конечно еда. Традиционные японские сладости, а также кит-каты с ними, все, включася маринованный дайкон, бобы, корни лотоса, бамбук, и что-там-еще везут. А также брелки, игрушки, магниты, браслеты, тарелки, открытки, катаны....
Но особо на все это не посмотришь - вечереет, храм скоро закрывается. Наконец дошли до входа.
Храм относится к буддийской школе Хоссо. Основан больше тысячи лет назад монахом, которому во сне явилась богиня Каннон. "Рост среди японцев веры в целительные свойства бодхистаттвы Каннон постепенно превратил монастырь в один из крупнейших киотских центров этой веры." (ц)
Дело было в начале февраля, и, хотя до дня святого Валентина было еще больше 10 дней, число японцев, в этот будний день решивших купить омамори на хорошие отношения, женитьбу, любовь, а также загадать желаний и оставить табличку в форме сердечка зашкаливало. Ко всему прочему, в этом храме есть два любовных камня, что тоже добавляет популярности.
Вот эта лесенка и ведет к тем камушкам. Кстати, это такой "храм в храме". Синтоистский храм Jishu-jinja, который принадлежит и находится на территории буддийского Киемидзу. Опять каша. Этот маленький храм как раз специализируется на делах любовных.
Там же была вот такая странная конструкция
Это хитогатабарай, бумажки, по форме похожие на человечков. Пишешь на них свое имя и проблему, бросаешь в воду - бумажка тает, а вместе с ней тают и твои проблемы.
Платишь 300 йен, пишешь, бросаешь.
А этот японец просто случайно влез в кадр.
Храм сплошь состоит из лестниц и переходов, очень многое было на реконструкции, но посмотреть на сам город все-таки удалось.
А да, считается еще, что эта веранда помогает осуществлять и претворять в жизнь мечты. Ну как, помогает. Если с нее спрыгнуть, и, если останешься в живых, твоя мечта обязательно сбудется. В период Эдо прыгали особенно часто, потом как-то запретили, видимо, летальных исходов было многовато.
Прыгать вниз, а именно вон туда
Там внизу еще священный водопад с чистой водой, в честь которого храму дали название.
Когда мы начали спускаться, стало смеркаться, и начали зажигать фонари. Людей поубавилось.
Но вот как эти немногочисленные люди по такому холоду разгуливают в кимоно, да еще и в дождь - остается для меня загадкой. Было всего-то около пяти градусов.
А улицы реально клевые. Вроде бы это Саннензака и Ниннензака.
И действительно немноголюдные. Например, по праздникам там вот так
читать дальше
Там же на улице у одного магазинчика встретили вот этих товарищей.
Когда уже совсем стемнело, дошли до вчерашнего храма, Ясака.
И оттуда вышли на Гион.
Поржали с сувенирных "кимоно" и "юката".
Уже совсем стемнело, а дождь усилился. Поэтому пошли в кафе, где совершенно случайно встретили русских. ну, и такое бывает.
05.02 Холодно!Где-то в полдень, опять по холоду, доползли до Золотого павильона и сада камней. Обещали даже снег, но снега не было.
Золотой павильон, действительно золотой. Но не совсем павильон. Дело в том, что и павильон, изначально строившийся как вилла отдыха сегуна, в итоге был превращен в храм, дзэн-буддийский, японской школы риндзай.
Суть и процедура прохождения мало чем отличались от предыдущих наших мест, поэтому нам слегка поднадоело, ходили, смотрели, дурачились (в основном, не я)
Храм поджигали, и не раз, еще в древности. Ну а в 1950х годах его поджег монах, на основе чего Мисима и написал "Золотой павильон".
Я вообще зачем-то мох стала фоткать. Но там красиво, правда. И мох красивый.
А еще там был красивый-красивый пруд и сосны. Не тот, в котором отражается павильон, а еще один.
Холодно было вот прям очень. Всю дорогу прошмыгала носом, может просто не повезло, не знаю.
Но даже не стала кидать монетки в чашу там же у павильона. И в целом, ну красиво, но не сказать, чтобы так уж и интересно.
Пошли в сад камней, на пути наткнулись на кучу каменных фонариков
Встретили в зоне для курения перед садом птичку-никотиновую наркоманку.
И пошли бродить по территории. Тоже дзен-буддийский храм, тоже школа Риндзай, и, самое страшное и холодное - пришлось снимать обувь и ходить в тонких носках почти при нулевой температуре по холодному-холодному полу. Да, там можно было взять пластиковые тапочки, которые были малы, не делились на левую и правую ээ... тапочку? и ноги все время норовили их потерять. Но оду этим тапочкам я еще спою когда доберусь до Никко. Тут хотя бы снега не было.
Сидишь себе, смотришь, ищещь пятнадцать камней.
Опять же, то ли настроения не было, то ли еще что, но камнями я не прониклась. Точнее, не пыталась что-то там искать. Сам процесс созерцания коненчо очень успокаивающий и умиротворяющий. А этого любопытства на тему, что же там с пятнадцатым камнем, отчего-то не было.
А вот помещения внутри мне понравились
И мхи, ага. это уже на обратном пути. Очень красивые деревья, все такое зеленое-зеленое
Когда мы оттуда вышли, уже стало темнеть, поэтому спешно пошли ужинать и нашли очень классную кайтензуши. Кажется, в нее все ходят после павильона и Реандзи просто потому что голодные, холодно, и это одно из немногих мест в округе, где можно поесть. Там была еще очень прикольная система - съел пять тарелочек, кидаешь их такую дыру в столе, и у тебя выскакивает что-то вроде викторины, где можно выиграть брелок, блюдо или что-то еще. Нас было много, поэтому мы сыграли аж три раза, и в итоге Тане достался брелок с суши.
upd. 02/07 Нара, Олени, Нара, Олени, Олени... олени... Сегодня будет Нара, решили мы где-то в обед, сели на электричку, и через сорок минут оказались в этой древней столице Оленей.
Вышли со станции, заблудиться там невозможно, две улицы, везде стрелочки - где центр города, где храмы и т.д.
Встретили первых оленей, в витрине, вот таких.
Сам город... ну, город как город. Вот озеро в центре. Людей маловато, будний день. А улица с сувенирными магазинами вообще выглядела пустынно и покинуто.
Зато через пять минут мы свернули и добрались до первого храма.
Ага, как не порадоваться. Вроде бы это Кофукудзи, честно говоря, воспоминаний от него почти не осталось. Вот что сообщила википедия, цитата: "этот храм является главным храмом школы хоссо (соответствующей индийской философской школе йогачара), в храме продолжается традиция куся сарвастивады, сконцентрированная на изучении трактата Васубандху «Абхидхармакоша». Конец цитаты. 80% слов остались для меня загадкой, так что ничего интересного о нем сказать не могу. Эх, невежество как оно есть.
Еще Тут где-то был Большой Будда, по слухам, больше, чем в Камакуре, почему бы и не поискать?
Красивые пагоды, люди, что-то рисующие с натуры, но Будд и монументальных сооружений прошлого (конкретного прошлого, ага) пока еще не видно. Зато, о чудо! Появлется одна из многочисленных звезд сегодняшнего дня, олень. Живой, свободно гуляющий, ну реально ОЛЕНЬ.
Поборов желание начать за ним бегать, мы жадно оглядываемся по сторонам в поисках какого-нибудь ларька чтобы купить оленю что-нибудь поесть. Как назло, комбини на территории храмов еще не ставят, но тут перед глазами мелькает табличка "оленьи сенбеи" (это типа сухарики такие, обычно к пиву люди едят) и рядом появляется бабулька с объемистым мешком, а за ней в рядок вышагивают... еще штуки четыре оленя! Короче на радостях мы понакупили этих сухариков, полные счастья взяли их в руки... и с воплями принялись убегать от оленей, потому что эти смекалистые животные, завидев заветный корм, летели на нас довольно устрашающе.
Откуда-то из лесов понабежало еще с десяток, и нам стало совсем весело. Нас-то было четверо, а олени численно нас превосходили. Поэтому картина была примерно такая.
Кормить их очень клево, на самом деле, они не кусаются, аккуратно зажевывают сухарики с поразительной быстротой и требуют еще. Вот с требованиями, у них, правда, сурово - когда меня первый раз ощутимо пихнули под задницу, я напряглась, когда это повторилось - пришлось обернуться и встретиться лицом к лицу с упрямым взором еще одного парнокопытного оленя со спиленными рогами. Они-то конечно спиленные, но под зад он ими дает вполне уверенно и больно, приноровился видать. И прищур у него какой-то нехороший, видать задумал чего, падла коварная!
Вот этот еще не пинал, но пытается понять, дам я ему еды или нет. Не дам, увы, кончился корм.
А вот покормленный товарищ.
Пока мы раскармливали оленей, подтянулся и остальной народ. В частности, вот эта вот пара, с дамой в леопардовых штанах, случайно влезшая в кадры несколько раз. Забавно, но частенько получалось так, что приезжая в какое-нибудь место, мы натыкались на одних и тех же людей на протяжении дня раза по три-четыре, такое случалось и в Киото, и то я поняла это уже когда просматривала фотографии и наткнулась на даму в плиссированной юбке пятый раз подряд. А в фукуоке мне повезло еще больше, когда я в один день встретила какую-то оживленную компанию из четырех подростков когда ехала на остров, а на следующий же день встретила их же, но уже в пригороде Фукуоки в храме Дазайфу. Вот такие вот случайности и совпадения.
Но вернемся к нашим товарищам. Корм у нас закончился, олени не уходили и пинали под пятую точку, подходили японцы, смотрели и ждали развития событий. Тут к нам подоспел товарищ в фиолетовых штанах и красной куртке с огромным пакетом каких-то орешков. И стал раздавать их нам, в помощь, так сказать. Орешки эти олени любили ничуть не меньше, чем сухарики, так что наша эпопея с кормом продолжилась. При этом мы еще пытались продвинуться как-то дальше нашей первой остановки, впереди же еще большой Будда, а где-то дальше и вовсе красивый храм с фонариками!
Наш товарищ-помощник решил помочь нам и стал нашим сопровождающим, по пути рассказывая что-то и про Нару, и спрашивая нас, откуда мы... в общем, очень милый и добрый человек, который окольными путями вел нас сквозь оленей, по его словам, к Будде.
Да, еще примерно в этот же момент, у нас впервые появилось чувство, что японцы, видимо, меры не знают - оленей здесь было так много, они были вообще ВЕЗДЕ... в общем, под конец поездки, когда мы устали и замерзли, эти нахальные существа восторгов у нас уже почти не вызывали.
Но пока мы проходили через какой-то небольшой парк, нам на встречу выбежали еще олени, и, обожемой, оленята. Маленькие-маленькие на тооненьких ножках и безумно кавайные. Другого слова просто нет. Короче мы простили старые обиды прошлым оленям и остановились еще раз, чтобы накормить этих.
Вот более-менее приличное лицо одного товарища.
Олени здесь везде и в любом виде, мимо например проехал городской Нарский автобус.
Очередная пятнадцатиминутная остановка завершилась, мы тронулись дальше, олени тоже.
Табор уходит в.
Мы к этому времени уже порядком замерзли, а наш случайный проводник завел нас в туристический центр, где раздавали бесплатный кофе или чай. Посидели и отогревались там тоже минут 15. Попутно беседуя с нашим дядечкой. Он очень хороший, спору нет, но когда из разговора стало ясно, что видимо, он решил с нами провести весь день, а мы как-то не очень на это расчитывали, мы немного призадумались. В итоге решили дойти с ним до большого Будды, как и договаривались, а там распрощаться.
По дороге к храму стали опять попадаться сувенирные магазинчики, людей прибавилось, появились и школьники, ушедшие с занятий для развлекаловки с оленями (вот интересно, им не надоедает так каждый день?)
Впереди маячат ворота Тодай-дзи, это как раз то место, где большой Будда. Относится к буддийской школе Кэгон, он такой единственный остался в Японии. По совместительству, самое большое деревянное сооружение в мире.
Да, олени здесь тоже повсюду. А мы пошли внутрь, немного неловко распрощавшись с нашим спутником.
Вот он, бронзовый пятнадцатиметровый будда, весом 500 тонн.
Кстати, была там и вот такая штука - узкий проход, который по размеру равен ноздрям Будды. Посетители пытаются пролезть через проход, считается, что те кто пройдут через него, получат благословение и просветление. Дети обычно легко проходят, но взрослые могут застрять и их вытаскивают с посторонней помощью. К этому проходу выстроилась такая очередь, что ждать было как-то долго и скучно. Но выглядело и правда интересно, потому что застрять там вполне реально.
Постояли, посмотрели, впечатлились, пошли дальше. Дальше нас ждал лес с фонариками и оленями.
Я очень хотела попасть сюда на Сетсубун, потому что в честь праздника все фонари вечером зажигают. А фонарей тут больше тысячи, и когда ночью идешь по этим дорожкам, ощущение должно быть непередаваемое. Но в Сетсубун мы очень устали. И поехали уже после, застали сами фонарики и бумажки, которые не успели вытащить. Зажигаются фонари еще 14 и 15 августа на праздник, но на него я уже не успею точно.
По пути все еще попадались олени, вперемешку с огромными-огромными деревьями
Ведет эта дорога из фонарей к синтоистскому святилищу Касуга-Тайся, основанному в 768 году. Его каждые 20 лет рушили и перстраивали, рушили и перестраивали, как положено по традиции.
(это меня тут проперло испробовать режимы камеры, концепт пошел, ага)
а тут я яркость врубила.
Внутри тоже фонарики.
И постройки, образчики традиционно-японской храмовой архитектуры. Сверху "рожки" характерные, напоминают старый добрый вигвам - считается, что такое строили еще до всяких веяний с китая и с материка вообще.
А также модернизация в виде табличек-эма для записи желаний, которые по случаю приближающегося Дня Всех Влюбленных сделали в форме милых розовых сердечек. Вот тебе и смесь культур *рукалицо*
На обратном пути нам попался плакат мер-предосторожностей при обращении с оленями. Надо было его на входе в город у станции ставить, а не глубоко в лесу, блин.
И табличка-запрет на кормление оленей чем попало. Точнее, всем, кроме специальных сухариков. А то животик заболит, и остальные олени сядут в круг и начнут плакать.
"Пожалуйста! Не суйте им что попало. Сожрут ведь!" А они реально жрут просто все, как мне кажется.
Btw, никогда не видела таких грустных оленей.
А потом мы вконец заблудились в бесконечных лесах, вышли на какие-то поля, затем на жилую нарскую улицу, совершенно пустынную. И в конце мечтали только о тепле и еде.
Тут наверное красиво и хорошо, когда не зима, блин.
Ну а это просто не могу не. Одна моя однокурсница ездила на днях в Нару. И вот!
Все же, оленей много не бывает.